ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН РЕКОНСТРУКЦИИ МОСКВЫ

 

                 

Предыстория. Генплан возможностей

 

Первый постсоветский и пока еще действующий генплан разрабатывался с 1989 по 1999 год, когда и был одобрен правительством Москвы. В 2005 году он стал законом, так что все серьезно.

 

Столичные чиновники и архитекторы-разработчики лирично называют его «Генплан возможностей». Расшифровывается это буквально. Генплан предусматривал строительство в городе того, на что тогда можно было получить инвестиции. Собственно привлечение инвестиций и было его главной стратегической целью.

 

Инвесторы, понятное дело, давали деньги прежде всего на строительство жилья и офисов.

 

В результате темпы жилищного строительства опережают генеральный план на 10 лет, а развитие, например, транспортной инфраструктуры на 10 лет отстает. Нельзя сказать, что так случилось благодаря «Генплану возможностей», это проблема московских градостроителей со времен реализации генплана 1971 года.

 

Не удалось добиться и другой цели, заложенной в этот генплан, — сохранить исторический облик Москвы, который постепенно подменяется архитектурными пародиями и муляжами.

 

Необходимо было что-то менять. В 2007 году был разработан актуализированный Генеральный план Москвы до 2025 года. Фактически это совершенно новый план, или «Генплан необходимостей», как его называют все те же чиновники и градостроители.

 

Потому что жить по «Генплану возможностей» возможности больше нет.

 

НОВАЯ ТЕРРИТОРИЯ МОСКВЫ

 

Генплан необходимостей. Где будут стройки

 

Словосочетание «Генплан необходимостей» содержит необходимости двух видов.

 

Первые — те, о которых забыли инвесторы, вложившись в стройку жилья, а именно: социальная и транспортная инфраструктура, детские сады и дороги.

 

Вторые — глобального порядка. Оказалось, что необходимо полностью пересмотреть стратегию развития города.

 

Разработать вместо инерционной целевую стратегию, которая займется городом как целым, а не только его перспективными с коммерческой точки зрения частями.

 

Специалисты НИиПИ Генплана Москвы рассмотрели четыре варианта развития событий.

 

Первый — уйти из центра и вести новое строительство между Третьим кольцом и запланированным Четвертым.

 

Второй, как в действующем плане, по инерции развивать территорию вокруг центра. Третий — коммерческий — строить в центре.

 

И четвертый — социальный — возводить дома на окраинах.

 

В результате в основу актуализированного генплана положили первый и последний варианты.

 

На них же основаны и новые принципы зонирования столицы. Основное строительство предлагается вести между новыми транспортными кольцами, где сейчас расположено большинство выводящихся из города промышленных предприятий.

 

Здесь разместится новый полицентричный город, где будут созданы новые центры трудовой занятости населения, чтобы разгрузить исторический центр города. Фактически это должна быть система новых городских центров, связанных между собой, с историческим центром и периферией системой скоростных магистралей.

 

Преимущественно здесь же будет возводиться коммерческое жилье.

 

Застройка периферии между Четвертым кольцом и МКАД не должна уплотняться, так как эти районы по новому генплану считаются лесопарковым защитным поясом столицы.

 

Социальное жилье должно главным образом строится на землях, купленных у Московской области за Кольцевой автодорогой.

 

Транспорт

 

Предлагая решение транспортной проблемы, разработчики генплана рассуждают следующим образом.

 

В общем балансе городских земель дороги занимают 10—15%, в Лондоне, к примеру, — 19—21%, но и плотность движения там гораздо больше.

 

Соответственно, чем больше дорог, тем больше появится на них машин.

 

Единственный выход в таком случае — развитие городского внеуличного транспорта, в первую очередь метро.

 

Это совсем не означает, что в актуализированном генплане не намечено строительство новых дорог и скоростных магистралей, однако их удельный вес не превысит все те же 10—15%.

 

К 2013 году планируется открытие восьмиполосного Четвертого транспортного кольца. Помимо ЧТК планируется построить две хордовые магистрали, или рокады, которые пройдут одна севернее, другая южнее Третьего кольца.

 

Пересекая радиально-кольцевую сетку улиц, они должны создавать сквозной проезд через город, минуя центр, по главным федеральным трассам.

 

Будет продолжено строительство «Большой Ленинградки» с целью создать бессветофорное движение от Манежной площади до МКАД.

 

Трасса должна вступить в строй в 2009 году, в ходе этих работ будут прорыты туннели под Пушкинской площадью.

 

Также в ближайшее время начнется работа по проектированию автомагистралей над железнодорожными путями, это выгодно тем, что ничего не придется сносить.

 

В частности, планируется дублер Кутузовского проспекта и магистраль по трассе Октябрьской железной дороги.

Три новые главные автомобильные дороги Москвы: две хордовые и четвертое кольцо

 

И все-таки главный акцент в генплане сделан на развитие общественного транспорта, транспортно-пересадочных узлов.

К 2025 году должны построить еще 440 км метро, на которое сейчас приходится 70% перевозок.

 

В период с 2011 по 2015 год планируется построить новые участки Замоскворецкой, Люблинской, Митинско-Строгинской линий.

 

Солнцевская линия будет продлена от станции «Юго-Западная» до «Новопеределкино», будут построены участки Калининской линии метрополитена от станции «Новогиреево» до «Новокосино» к 2010 году и Таганско-Краснопресненской линии в Жулебино к 2011-му.

 

Всего в ближайшие четыре года должно быть построено 70 км линий метро и 30 новых станций. Кроме того, к 2025 году в Москве должно появиться новое кольцо метрополитена и новая линия Капотня — Нагатинская пойма, которая соединится с Кольцевой линией метро.

 

Московскую окружную железную дорогу вновь хотят сделать пассажирской.

 

Еще планируется расширение и реконструкция всех железных дорог в черте города и проведение скоростных линий до аэропортов Шереметьево и Внуково.

 

Кроме того, в ближайшие 20 лет во всех округах Москвы планируется построить 12 специальных линий скоростного трамвая общей длиной 220 километров.

 

Собственно скоростным этот трамвай сделает отделение его с помощью эстакад от проезжей части. Первые трамвайные линии планируют построить в ближайшие 5 лет в наиболее проблемных округах — Восточном и Юго-Восточном.

 

Одна ветка пройдет от станции метро «Площадь Ильича» вдоль шоссе Энтузиастов до района Ивановское и далее до Новокосино. Вторую проведут от Кожухово до «Текстильщиков».

 

Строительство жилья. Новые небоскребы

 

Разработчики актуализированного «Генплана необходимостей» резонно опасаются, что если сохранятся прежние темпы строительства жилья, то против нынешних 200 млн м2 к 2025 году Москва будет иметь 300—320 млн м2, что приведет к диффузии города и области, или, по словам заместителя директора Института Генплана Олега Баевского, «город начнет расплываться как масляное пятно».

 

Отставание строительства объектов инфраструктуры от жилья при таком раскладе только усилится. Необходима альтернатива, и она, по мнению специалистов Генплана, заключается, с одной стороны, в ограничении роста жилого фонда, который к 2025 году должен составить лишь 260—280 млн м2, с другой — законодательно необходимо обязать инвесторов помимо создания коммерческой и жилой площади заниматься развитием инфраструктуры и озеленением территории.

 

По расчетам авторов генплана, каждый москвич в итоге должен иметь минимум 25 м2 жилья и столько же зеленых насаждений.

 

При этом уплотнение застройки будет вестись только в новой зоне активности столицы — то есть между Третьим кольцом и Четвертым. На периферии и в центре плотность останется прежней.

 

Упор согласно генплану будет сделан на социальную инфраструктуру.

 

Где это необходимо, добавят недостающие спортивные объекты, больницы, магазины и особенно детские сады, дефицит которых возник в связи с ростом рождаемости в последние годы.

 

Что касается высотного строительства, то к 2015 году в столице появится 200 небоскребов в 35—45 этажей. Некоторые из них уже построены, например, жилой комплекс «Эдельвейс» на Кутузовском проспекте. Сосредоточены они будут опять же между Третьим кольцом и Четвертым и на окраинах — вдоль основных магистралей.

Самая страшная карта Генплана Москвы-2025 — схема сноса и капитального ремонта жилья

Снос жилья. Переселение и компенсации

Если построить планируется 95 млн м2 жилья, то сносу подлежит около 20 млн м2.

 

Помимо пятиэтажек, снос которых начался в 1995 году и должен закончится в 2009-м, решено сносить также все панельные 9- и 12-этажные дома серий II-49, II-57, II-18. Большинство таких домов находятся в СВАО, ЮАО, ВАО и САО.

 

Сначала сноситься будут самые ветхие и расположенные в престижных центральных районах, потом все остальные.

 

Жильцам сносимых домов предложат на выбор переселение или компенсацию.

 

Переселять будут в новые, равноценные по количеству комнат квартиры в том же квартале (для жителей ЦАО и Зеленограда — в пределах округа).

 

Если кто-то предпочтет взять деньгами, то компенсацию будут выплачивать по рыночной стоимости прежнего жилья в безналичной форме для приобретения новой квартиры (собственникам) или предоставления субсидий на покупку жилья (нанимателям).

 

Учитывая, что в домах, подлежащих сносу, проживает 1,7 млн москвичей, переселение коснется примерно каждого пятого жителя города.

 

Что касается жилья социального найма, то в связи с новым зонированием Москвы, дефицитом земли и нормами плотности застройки возводиться оно будет на землях, приобретенных городом у области. Жильцы сносимых домов будут переселяться за МКАД только по их собственному желанию.

 

Исторический город

 

Среди зон актуализированного генплана выделяются центральная историческая и так называемая столичная представительская части.

 

Первая, как и положено, занимает территорию исторического центра, вторая занимает район Университета и Ленинского проспекта.

 

Это территории, где, по уверениям столичных градостроителей, к переменам относиться будут особенно щепетильно.

 

Никакого грандиозного строительства в центре не предполагается. Снос и реконструкцию посредством сноса должен заменить капитальный ремонт.

 

На всей территории города будет отменена точечная застройка, от которой прежде всего страдал центр.

 

Строительство офисов в этих зонах будет прекращено, инвесторам предложат строить апартаменты. Возводить высотные здания здесь также будет нельзя.

 

Если дома хрущевско-брежневской эпохи находятся в немилости у московских властей, сталинская архитектура будет всячески оберегаться.

 

К сожалению, состояние конструктивистских зданий оставляет желать лучшего, поэтому в тех случаях, когда можно что-то спасти, — спасут, а в тех случаях (а их подавляющее большинство), когда капремонт невозможен, на их месте будут строить то же самое или нечто в этом роде.

 

В любом случае перенос строительной активности на территорию выводимых промзон не может не сказаться положительно на историческом центре города.

 

Зеленые зоны

 

Если до распада Советского Союза область рассматривалась московскими градостроителями как своеобразный резервный фонд, столичные огороды, то теперь это самостоятельный субъект федерации. Фактически город утратил контроль за зелеными зонами, которые находятся за пределами МКАД. В 90-е годы подмосковные «легкие столицы» хаотически застраивались.

 

Соответственно, зеленые клинья, входившие в Москву из области, оказались отсечены.

 

В этой связи разработчики нового генплана предлагают придать МКАД статус нового Садового кольца Москвы.

 

Это означает, что застройка на примыкающих к МКАД и зеленым клиньям периферийных территориях не должна уплотняться.

 

Инвесторы будут обязаны по новому закону о Генплане заниматься благоустройством и озеленением застраиваемой территории.

 

Естественно, никакой речи не идет о сокращении или уплотнении зеленых зон.

 

Московская область

 

Раздел прежнего «Генплана возможностей», посвященный столичному строительству на территории области, является самым таинственным.

 

То, что город не умещается в пределах МКАД, стало очевидно еще в 70-е годы, соответственно, в той или иной форме интеграция города в область неизбежна. Главным тормозящим фактором здесь, по всей видимости, является то, что они являются самостоятельными субъектами федерации, и поэтому четкая стратегия здесь отсутствует, несмотря на то что у обоих субъектов общие интересы.

 

На практике город выступает в качестве инвестора, приобретая у области участки земли вдоль выходящих за МКАД радиальных магистралей под строительство кварталов социального жилья.

 

Такие кварталы уже строятся в Щербинке для военнослужащих, будут строится на полях аэрации в Люберцах, а также в Дмитрове и в Куркино.

 

Места пересечения радиальных магистралей и МКАД были включены в программу «Новое Кольцо Москвы», там будут также возведены 40-этажные высотки, которые должны обозначать символические ворота города.

 

При этом проблема «бутылочного горлышка» — узкого выезда/въезда в город — решена только для «Большой Ленинградки», где трасса будет продолжена до Шереметьево.

 

Одним словом, в этом отношении Москва так и остается труднодоступным городом-крепостью.

 

 

Сергей Куликов